Минтруд России планирует отменить более 900 нормативных актов в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины»

seb_ra / Depositphotos.com

Совместно с другими заинтересованными госорганами министерство разработало проект правительственного постановления о признании утратившими силу постановлений Правительства РФ и их отдельных положений, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих трудовые отношения и отношения в сфере социального обслуживания. Речь идет о старых актах, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий госконтроля (надзора).

 

Планируемые к отмене нормативные правовые акты

Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.

Так, предлагается1 признать утратившими силу некоторые постановления Правительства РФ, включая постановления об (о): изменении условий работы по совместительству для медицинских работников учреждений социальной защиты населения; порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников; мерах по улучшению условий и охраны труда; утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин; утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет; утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

Кроме того, планируется отменить 11 постановлений Минтруда России и более 90 приказов Минтруда и Минздравсоцразвития России. Постановления касаются, в частности, норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установления продолжительности рабочей недели членам экипажей воздушных судов гражданской авиации, утверждения межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации газового хозяйства организаций и при эксплуатации промышленного транспорта. В свою очередь, в число подготовленных к отмене приказов попали правила по охране труда в отдельных отраслях промышленности, межотраслевые правила по охране труда при проведении конкретных работ, административные регламенты исполнения Рострудом надзорных функций, а также некоторые типовые нормы и перечни.

В этом же списке – приказы Минздравсоцразвития России от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» и от 15 апреля 2005 г. № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве», приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

Наконец, еще один перечень документов, предлагаемых к отмене, включает 816 позиций. В него вошли в основном Типовые инструкции по охране труда для отдельных работников (например, для водителей, осуществляющих перевозку людей, для работников предприятий торговли и общественного питания, для работников строительных профессий и т. п.), отраслевые и межотраслевые правила по охране труда, а также инструкции по охране труда при выполнении отдельных работ. Часть актов затрагивает порядок организации работы по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже).

В пояснительной записке к проекту постановления указано, что утверждаемые им перечни нормативных правовых актов и документов являются исчерпывающими. «Перечисленные в соответствующих перечнях акты не соответствуют российскому законодательству, содержат устаревшие требования либо их положения воспроизведены в действующем законодательстве», – подчеркивают разработчики инициативы. Необходимость отмены значительного массива актов Минтруд России связывает с тем, что часть из них была принята до вступления в силу Трудового кодекса и теперь содержит противоречащие ему нормы, часть – устарела и заменена более поздними нормативными актами, а некоторые документы приняты с нарушением установленного порядка (например, утверждены неуполномоченными органами или не зарегистрированы в Минюсте России). Кроме того, многие акты содержат избыточное регулирование.

 

Не планируемые к отмене документы

Одновременно Минтруд России обращает внимание на то, что в перечень отменяемых актов не вошли те, принятие которых прямо предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами, которые приняты в целях обеспечения реализации положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ или которые не содержат обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства. В качестве примеров указываются постановления Правительства РФ от:

  • 12 декабря 2004 г. № 770 «Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, и Правил согласования Кодексов профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, с Федеральной службой по финансовым рынкам»;
  • 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
  • 13 октября 2008 г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»;
  • 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»;
  • 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Планируется сохранить и приказы Минздравсоцразвития России: от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях», от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях», а также акты рекомендательного характера (российские разделы Единого тарифно-квалификационного справочника, Единого квалификационного справочника, профессиональные стандарты, акты по нормированию труда и т. п.).

 

***

Общественное обсуждение проекта постановления продлится до 11 ноября. В случае одобрения документа он вступит в силу с 1 января 2021 года. Переходного периода будет достаточно для обеспечения стабильности правового регулирования, недопущения нарушения трудовых и иных прав граждан, обеспечения подготовки новых актов по вопросам регулирования соответствующих отношений.

_____________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих трудовые отношения, а также отношения в сфере социального обслуживания, и содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/10-19/00096438).

Источник: garant.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *